Езда ночью, да еще в тумане, доставляет очень мало удовольствия любому водителю. Особенно, если дорога то и дело «ныряет» в низины, ложбины или идет по дну долины – именно в таких местах чаще всего собирается туман, даже если по всей остальной дороге его нет.
Опасность таких участков очевидна – видимость снижается иногда до нескольких метров. Попытка бороться с туманом при помощи фар дальнего света положение только ухудшает, так как водитель получает в этом случае полноценное ослепление – туман начинает светиться и превращается в сплошную непроницаемую для взгляда стену. В таких случаях лучше перейти на ближний свет – он идет вдоль дороги и хоть как-то освещает путь.
Излишне напоминать о том, что ехать в тумане необходимо на минимальной скорости, пытаясь контролировать взглядом хоть небольшой участок дороги с очевидным ориентиром. Таковым может служить явно выраженная обочина либо осевая разметка – если она есть.
О разметке: анекдотический случай был зафиксирован на одной из сельских дорог в Англии. Два водителя на минимальной скорости передвигались в тумане навстречу друг другу. Туман был столь интенсивным, что видимость едва превышала пару метров. Для контроля над дорогой оба высунулись в окно и смотрели на осевую разметку, неспешно передвигаясь вдоль нее в надежде выбраться из полосы сплошного и чрезвычайно густого тумана. Закончилось все достаточно комично – оба водителя столкнулись головами, получив обоюдное сотрясение мозга. Автомобили совершенно не пострадали, даже зеркала не оцарапались.
А если серьезно, то даже противотуманные фары не всегда выручают, хотя иметь их в своем арсенале должен любой автовладелец. Крепить противотуманки необходимо на бампер как можно ближе к дороге, добиваясь направления света вдоль полотна. Причем, на поворотных кронштейнах, чтобы не ограничивать клиренс в нормальных условиях езды. В сочетании с работой подфарников, ближнего и дальнего (в качестве вспомогательного, включаемого на секунды) света, работа противотуманных фар в какой-то мере помогает улучшить видимость и гарантировать хоть незначительное, но контролируемое перемещение даже в густом тумане.
Впрочем, здесь можно давать только общие рекомендации, а в конкретных условиях стоит поступать в зависимости от ситуации.
Встраивание противотуманных фар в декоративную решетку радиатора, чем грешат начинающие водители, недопустимо по нескольким причинам:
• расположение слишком высокое над дорогой;
• менее жестко чем бампер закрепленная решетка радиатора дрожит при езде, что делает свет мерцающим и сокращает срок службы самих ламп;
• вентилируемость карбюратора незначительно, но падает.
А вот чем еще хороши противотуманки, если они включены – в этом случае водитель без ослепления переносит более яркий свет встречных авто, что значительно повышает безопасность езды ночью, да еще и в тумане. Понятно, почему так: зрение лучше адаптируется, потому что при собственном перед автомобилем рассеянном свете глаз уже легче воспримет «чужой» свет и отреагирует зрачком быстрее..