А зачем вообще нужен водитель? В принципе, возможно ли обойтись без живого человека за рулем автомобиля, при этом машина не в гараже стоит, а разъезжает по обычным автомагистралям среди рядовых участников дорожного движения?
На такие вопросы получен утвердительный ответ, так как совсем недавно в Сан-Франциско завершился уникальный эксперимент со специально снаряженным автомобилем: на крыше несколько видеокамер, масса радарных датчиков вдоль всего корпуса, лазерный дальномер. Набор всего этого оборудования плюс специфическое программное обеспечение для центрального процессора, разработанное специалистами Google, позволили автомобилю выполнить все испытания «без сучка и задоринки», в итоге преодолев по федеральным и городским трассам Калифорнии около 200 тысяч километров.
Единственным дорожно-транспортным происшествием без серьезных последствий стал случай, когда в экспериментальную машину сзади стукнулся обычный водитель: даже ясельного возраста детишки знают, что при подобных столкновениях всегда виноват тот, кто едет сзади.
Для контроля и оперативного устранения возможных форс-мажорных обстоятельст в автомобиле сидел резервный водитель, но за все время эксперимента ни разу не возникло необходимости перехватывать управление у умной электроники.
А теперь главный вопрос: для чего это дорогостоящее мероприятие было затеяно? В руководстве IT-гиганта утверждают, что автомобили с «умными» автокомпьютерами-водителями способны снижать количество заторов на дорогах и в разы уменьшить риск возникновения ДТП. Очевидно, что программа не сможет нарушать режим вождения и прочие правила, а по данным ВОЗ в мире ежегодно гибнет на дорогах 1,2 миллиона человек.
Если же учесть, что при экспериментальном тест-драйве в навигации широко использовались – кроме собственно программного обеспечения для электронного управления – давно и успешно разрабатываемые карты и системы ориентирования на местности Google Maps и Google Street View, то мероприятие начинает носить и ярко выраженный рекламный характер.